Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 907
i

В Сред­не­ве­ко­вье по­ня­тие «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ло:

1) си­сте­му со­здан­ных ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей
2) со­во­куп­ность му­зы­каль­ных и те­ат­раль­ных видов ис­кусств
3) уме­ние по­ни­мать и ис­тол­ко­вы­вать тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния
4) спо­соб вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка-граж­да­ни­на
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Если в ос­но­ве ан­тич­ной куль­ту­ры ле­жа­ло при­зна­ние веч­но­сти кос­мо­са, су­ще­ству­ю­ще­го на ос­но­ве уни­вер­саль­но­го кос­ми­че­ско­го за­ко­на, ко­то­рый обес­пе­чи­вал ста­биль­ность ми­ро­во­го по­ряд­ка, сто­яв­ше­го выше богов, также под­чи­няв­ших­ся ему, то Сред­не­ве­ко­вье по­те­ря­ло эту уве­рен­ность и це­ли­ком об­ра­ти­лось к Богу. От­ны­не Бог счи­та­ет­ся твор­цом мира, един­ствен­ной под­лин­ной ре­аль­но­стью, сто­я­щей выше при­ро­ды, им же со­здан­ной. Смысл мира за­клю­ча­ет­ся толь­ко в Боге, а сам мир ви­дит­ся огром­ным хра­ни­ли­щем сим­во­лов, все пред­ме­ты и яв­ле­ния ма­те­ри­аль­но­го мира счи­та­ют­ся лишь пись­ме­на­ми в бо­же­ствен­ной книге при­ро­ды. Так, Луна  — это сим­вол бо­же­ствен­ной церк­ви, ветер  — сим­вол Свя­то­го Духа и т. д. Зна­ю­щий че­ло­век мог «про­честь» весь окру­жа­ю­щий мир. Так, в Сред­ние века впер­вые по­яви­лось пред­став­ле­ние о пред­ме­тах и яв­ле­ни­ях мира как о текстах, раз­вив­ше­е­ся в XX в. до сим­во­ли­че­ских тео­рий куль­ту­ры и пред­став­ле­ний о куль­ту­ре как о тек­сте.

 

В этих усло­ви­ях по-но­во­му на­чи­на­ет осо­зна­вать­ся и куль­ту­ра  — не как вос­пи­та­ние меры, гар­мо­нии и по­ряд­ка, а как пре­одо­ле­ние огра­ни­чен­но­сти че­ло­ве­ка, куль­ти­ви­ро­ва­ние не­ис­чер­па­е­мо­сти, без­дон­но­сти лич­но­сти, ее по­сто­ян­ное ду­хов­ное со­вер­шен­ство­ва­ние. Куль­ту­ра пре­вра­ти­лась в культ, и тер­мин «куль­ту­ра» более не ис­поль­зо­вал­ся.

Пра­виль­ный ответ: уме­ние по­ни­мать и ис­тол­ко­вы­вать тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2013
Сложность: II